главная

Сочи, Россия
вт 21 Авг 2018
  • USD 67,18
  • EUR 76,72

16:19, 25 января 2018
2383
Автор: Дженнет Арльт

Бомбить городские стены: где в Сочи появятся новые стрит-арты

  • Бомбить городские стены: где в Сочи появятся новые стрит-арты

Стрит-арт художники команды StreetSkeels, авторы портретов Битлов, Остапа Бендера и Леонида Быкова в центре города рисуют в Сочи ровно год. За это время создано 13 больших проектов, налажены связи с администрацией, а в данный момент идет масштабная работа над портретом Николы Теслы. О том, какие пути привели Глеба Каштанова и Яна Кузьмина в южную столицу, сколько можно заработать на стрит-арте и где в России жить хорошо — в специальном репортаже для Макс-Портала.

О начале пути
У нас профессиональное художественное образование, но стрит-арту мы учились не в ВУЗе. Подружились во время учебы в школе. Покрасить конкретно баллонами попробовали на втором курсе. До этого пробовали кисточки, краски, какие-то графические редакторы, маркеры. А баллончики взяли, потому что интересно стало сделать что-то большое, яркое... и быстро. И понравилось. Материал благодарный, множество вариантов использования — как смешать краску, создать слои, напыления, лессировку. Можно сымитировать любой классический материал: масло, карандаш, акварель, компьютерную графику, фотореализм — на что хватит фантазии. Поэтому стрит-арт нас зацепил и до сих пор не отпускает.

У нас название Street Skills — «уличные навыки», потому что мы всему научились на улице. Ходили сначала по заброшкам, где-то немного вандализмом занимались, где было не видно, витрины ночью разрисовывали. Все через это прошли, кто занимается рисованием баллончиками. Кто-то вырастает, кто-то остается на начальном уровне. В России в последние годы это все более популярно становится. В Москве стрит-артом давно никого не удивишь. В остальных городах уличное искусство позже появилось — к началу 2000-х. А в Сочи волна пришла вместе с нами в прошлом году.

О переезде
По запросу «граффити в Сочи» поисковик выдал всего два объекта, и мы подумали: надо ехать, стены скучают, погода ждет. На самом деле мы сюда в конце 2016-го на неделю приехали: отметить новый год и оставить стрит-арт. Долго не могли найти место, нам казалось, что здесь очень тяжело со стенками. Мы привыкли к стандартным прямоугольным объектам. У нас был такой шаблон мышления, что портретная композиция — она такая. А здесь стенки все разные, фигуры разные, где-то они являются частью здания, фундамента, подпорной стеной, и многие поверхности мы изначально просто не замечали. А потом забомбили первую работу («бомбить» на языке стрит-художников значит нелегально рисовать), подсчитали количество незакрашенных стен и солнечных дней в году и решили, что останемся.

О городской администрации
Первый сочинский стрит-арт, «Тунеядцев» мы рисовали нелегально и после этого решали, что надо идти знакомиться в администрацию, потому что некрасиво вот так прийти в чей-то дом и начать рисовать на стене без спроса. Но они оказались нормальными ребятами, оценили работу, сказали давайте, предлагайте, а мы будем давать добро. Так что мы с ними в хороших отношениях, сразу нашли общий язык. Сейчас работа с городскими властями строится так: мы ищем поверхности, общаемся с собственником, а городская администрация говорит, да, хорошо нам нравится, давайте. Сюжет тоже с ними согласовываем, это же общий вид и городской дизайн, он регламентирован. Но даже если сюжет и не подходит, всегда можно найти такие лазейки, чтобы внедрить свой арт и гармонично вписать его в городскую среду. Это одна из наших задач — именно в гармонии с городом развивать наше искусство.

О личных проектах
У нас в основном все проекты свои, некоммерческие. Мы делаем социальные проекты своими силами, это позволяет нам реализовывать запланированное так, как видим мы, независимо ни от кого. Есть определенные герои и персонажи которые нас вдохновляют. Они всплывают из жизненного опыта: знакомишься с историей, наукой, различными сферами и выделяешь каких-то определенных ключевых персонажей, у которых есть что сказать людям — хорошие цитаты, мотивирующие высказывания. Некоторым героям ищем место на протяжении нескольких лет. Например, Кусто мы хотели нарисовать два года. Мы и в Судаке были возле моря, но не нашли ничего подходящего, где бы он запустил свой кораблик. В прошлом году он поселился в Сочи.



Источник фото:youfeelmyskill.ru

О коммерческих проектах
Чем живут дизайнеры? Как зарабатывает свободный художник? Фрилансом. Потихонечку зарабатываем всякими разными вещами, графикой. Нет системы. Есть определенный поток, который ты сам создаешь. Постоянно что-то делаешь и знакомишься с новым людьми, вписываешься в какие-то интересные коммерческие проекты, где-то визиточки какие-то нарисуешь — по-разному всегда. Мы хоть и интерьерщики, но по большей части любим графику и монументальное искусство.

Мы не ищем коммерческие проекты. Мы делаем свое дело, нас находят, и мы смотрим, с кем сотрудничать. Ведь бывает, что предлагают зубную фею на кухне нарисовать, два на два квадрата, нам это неинтересно, мы хотим монументальным творчеством заниматься. Маленькие рисунки не для баллонов.

Заказы берем от 20 квадратных метров, необязательно на улицах. Бывают ведь и большие помещения. Например, кафе «Панда» — у них терраса открылась в прошлом году и мы оформляли лестничный марш. Рисовали авторских пандочек: панду, которая лопает хинкали, панду, которая по бамбуку вверх ползет. Это большие площади и большая квадратура, и это интересно. Рисовали кисточками и валиками, почти без баллонов.



Источник фото:youfeelmyskill.ru

Из самых крупных интерьерных работ — мы оформляли фитнес-клуб Cross Max в Витебске, он огромный, потолки от 5 до 7 метров. Там рисуешь фактически как на улице. Интересный заказ был, и заказчик крутой дядька, мы подружились сразу же и начали к нему в зал ходить.


Источник фото:youfeelmyskill.ru

В Сочи крупный коммерческий проект был с компанией «Бизнес-Связь». Мы с директором сразу общий язык нашли. С первой встречи договорились, что выберем из 5-7 вариантов, в итоге очень быстро выбрали космонавта. Дмитрий оказался не просто прогрессивным, а еще и креативным заказчиком, он на ходу улавливал идеи и мы сразу же вместе их развивали. Всё, что мы предлагали ему вписать в картинку, ему нравилось. Мы поймали общую волну, такое редко бывает, поэтому было здорово.


Источник фото:youfeelmyskill.ru

Разрисовывали виллу Buenos Dias в Лазаревском. Это частный комплекс для отдыха. Там у них своя территория, домики, бассейны, даже свой подземный переход к морю, свой заброшенный пионерский лагерь за углом. Там тематическое оформление — ковбои, мексиканцы, маракасы, кактусы.


Источник фото:youfeelmyskill.ru

Бывают коммерческие проекты, в которых мало творчества, надо просто выполнить чью-то идею, которая, возможно тебе и не нравится. А поскольку гонку за ресурсами никто не отменял, бывает делаем что-то неинтересное, что даже не возьмешь в портфолио. Например тупо чью-то рекламу.

А вообще у нас очень лояльный ценник. Минимальная расценка — от 1000 рублей за квадратный метр для наружного оформления. А там все зависит от сложности, от детализации, от того, сколько мы времени потратим. Самые дорогие работы были на северах — мы ездили в тюменскую область в Белоярский и разрисовали там полгорода.

О муках в творчестве
Однажды мы бомбили портрет Михаила Боярского в Питере и нас забрали в милицию. Мы пошли на Крестовский остров, где строится стадион, выбрали стенку и начали рисовать, не спрашивая никого. Через два дня нас забрали в участок, типа за хулиганство, правда, быстро отпустили и даже не оштрафовали.

А в другой раз был штраф. Мы рисовали Василя Быкова в Минске, прямо в самом центре города, возле стеллы во дворике. А Быков, вы знаете, был немного оппозиционных взглядов писателем, власть критиковал. Бдительные граждане вызвали органы, нас забрали, без паспортов осудили, влепили штраф полторы тысячи долларов. Штраф в итоге за нас выплатила белорусская оппозиция, вот такая чудесная история.

А вообще стрит-художники чаще страдают не от милиции, а от вандализма, хотя таких случаев с нашими работами почти не было. Только если подростки в еще неосознанном возрасте могут мелом замазать или минимально что-то напортить. Вот портрету Джона Леннона в Витебске усики подрисовали, вообще ему не подходящие. Ну, мы по просьбе жителей пришли и за десять минут отреставрировали все.

В Питере работы прямо уничтожают. Питер, он такой туристический город и там культура андеграунда очень развита, много кто туда приезжает бомбить и есть работы, которые не выживают. Начинают рисовать свое и маленький кусочек у твоей картины зарисовал, потом кто-то вообще на полработы залез. По итогу так мы Тони Хоука потеряли на Петроградке.

О планах
Вот сейчас рисуем Николу Теслу. Сюжет выбран относительно локации — здесь электрическая подстанция. Это некоммерческий проект нашей команды, но при поддержке, конкретно здесь нам помогает «Бизнес-связь».

Я уже рассказывал, компания заказывала у нас одну работу, после этого мы стали искать точки соприкосновения, что можно еще сделать, как посотрудничать и решили попробовать стрит-арт рекламу. Картина является непрямой рекламой, косвенной, пока что намеков на нее нет. Вы видите просто портрет Теслы, но со временем здесь появится кое-какая минимальная информация, которая не будет ярко бросаться в глаза, но при этом будет говорить о «Бизнес-связи». Со временем здесь появится «кабель для загрузки котиков» — забрендированная фишка «Бизнес-Связи».


Итог года, прожитого в Сочи, такой: здесь можно стрит-арт развивать. Здесь непаханная целина. Где еще в России найдешь место с такой понимающей администрацией, с таким количеством солнечных дней в году и с отсутствием стрит-арта. Можно заниматься любимым делом и быть первым, потому что этого здесь нет. 146 км вдоль моря, плюс Красная поляна — это еще очень много стен.

Вообще-то хочется попутешествовать, но пока что эта локация нас держит. В Сочи есть одна проблема — отсюда не хочется уезжать. Мы плотно занялись центром, потому что тут живем, но в дальнейшем навестим и другие районы города. У нас есть идея туристического маршрута, но для него надо сделать порядка 10-12 работ.


Напоследок о Родине
У нас была очень серьезная школа: мы же из Витебска, это культурная столица Белоруссии, там творили Шагал, Малевич. Это город художников и невест. Но мы взяли невест с собой и поехали путешествовать.

На родине сейчас не до творчества. Экономическая ситуация не очень хорошая, и если в двух словах, то пофиг как криво висит картина, если в холодильнике пусто. Народ выживает. Определенные ниши бизнеса по каким-то своим связям и инерции работают исправно, а 80% населения живет на уровне ниже среднего. Поэтому нам там нечего делать. И поддержки от государства тоже никакой нет. Мы предлагали проект «Знай наших», хотели украсить город, конкретно взяться за фасады центральных зданий, сделать туристический маршрут. Но Администрация сказала нам множество «нет» и ни одного крошечного «да», чтобы вселить надежду, что мы можем что-то для города нарисовать. И в этот же день мы познакомились мэром Белоярского — городом на севере, куда нас пригласили поработать — и поехали реализовывать проект к ним. За 3,5 тысячи километров нашлось для нас местечко.