главная

Сочи, Россия
вс 22 Июл 2018
  • USD 63,48
  • EUR 73,93

16:47, 29 марта 2018
1938
Автор: Макс Портал

Мифы и легенды Зимнего театра

  • Мифы и легенды Зимнего театра

«В хорошую погоду с башни Ахун можно увидеть берег Турции», — бойко рассказывают иные местные экскурсоводы туристам, а те старательно вглядываются в туманную даль, пытаясь разглядеть купола Константинополя. И если местные жители уже давно знают, что берег турецкий с башни не разглядеть, то вокруг памятников архитектуры до сих пор ходит множество легенд и слухов. Сегодня разберемся с мифами и правдой вокруг одного из главных символов курорта — Зимним театром.

Историческая справка

30-е годы — тяжелое время для страны, но Сочи объявлен всесоюзной стройкой. Иосиф Сталин утверждает генеральный план развития города. Кроме новых дорог и величественных парков здесь строятся санатории-дворцы, которые должны продемонстрировать всему миру как отдыхает советский человек на пути к развитому коммунизму. Безусловно, главная здравница Советского Союза должна была иметь свою культурную площадку, и в 1934 году началось грандиозное строительство Сочинского театра. Здание разместили в новом районе, который в начале 30-х считался окраиной города. Почти одновременно в Сочи возводили монументальные сооружения: ровесниками Зимнего являются Летний театр, здание уполномоченного ЦИК СССР (сейчас Сочинский художественный музей), санаторий имени Орджоникидзе, санаторий имени Ворошилова и др.

Согласно легенде, из нескольких проектов, предложенных советскими архитекторами, сам Сталин выбрал проект малоизвестного архитектора Константина Николаевича Чернопятова. Архитектура здания в стиле неоклассицизма, который в дальнейшем стал называться сталинским ампиром, была особенно популярна в то время. Вместе с Чернопятовым в конкурсе участвовали уже состоявшиеся архитекторы В. Гельфрейх и В. Щуко, часто работавшие в паре и прославившиеся своими монументальными работами, среди которых здание Ленинской библиотеки, Дом Правительства в Сухуми, памятник В.И. Ленину в Санкт-Петербурге. Сам архитектор Зимнего театра ничем выдающимся себя до этого не проявил, и полностью доверить такой проект молодому специалисту побоялись, а потому Гельфрейх и Щуко были назначены ему в консультанты.

Дальнейшая судьба Чернопятова связана с другим регионом страны. После сдачи театра он ничем не прославился, в Сочи больше ничего не проектировал. Ни до, ни после своей главной стройки он не фигурирует в качестве архитектора крупных проектов.

Зато именно ему удалось реализовать идею, как разместить здание лицом к главной дороге (тогда проспект Сталина), не потеряв при этом вид на море. Здание Зимнего — двухфасадное, одной стороной оно обращено к Курортному проспекту, а парадной частью — к морю. По задумке автора, зрители во время антракта будут выходить в фойе, прогуливаться по галереям, образованными колоннадами, дышать морским бризом и любоваться южным закатом.

Архитектура лестничного проема подразумевала, что парадная часть театра будет использоваться во время парадов и праздничных демонстраций. По проекту лестница должна была спускаться к самому берегу, а на боковых выступах планировались скульптуры лошадей — но этим идеям уже не суждено было осуществиться.

Строительство Зимнего театра шло высокими темпами, и окончательно завершилось в 1938 году. По официальным данным, театр «сдали» не с первого и даже не со второго раза — комиссия несколько раз находила недочеты в строительстве, поэтому точную дату окончания на сегодня определить невозможно. Официальной датой открытия Зимнего принято считать 15 мая 1938 года, когда состоялось первое представление.

Открывал главную культурную площадку города Московский театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, который представил оперу Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». Кстати, в этом году в честь празднования 80-летия Зимнего театра решили воссоздать первый концерт. 15 мая 2018 года зрители вновь увидят «Царскую невесту», на этот раз в исполнении солистов центра оперного пения Галины Вишневской.

На строительство Зимнего театра ушло 11,5 млн советских рублей.

Здание с богатым прошлым постепенно обрастало легендами и мифами, этому способствовали и соответствующая обстановка 30-40-хх годов, и богатая фантазия местных экскурсоводов. Вспоминая историю одного из самых красивых архитектурных сооружений нашего города, мы хотим развеять некоторые мифы, которые за полвека обросли многочисленными деталями и подробностями.

 

Сталин никогда не посещал Зимний театр

Большинство легенд о Зимнем театре связаны прежде всего с личностью И. Сталина. Несмотря на то, что генералиссимус лично курировал строительство театра, на сегодняшний день нет официально подтвержденных данных о том, что Сталин на самом деле бывал в Зимнем.

Советский лидер маниакально относился к своей собственной безопасности, и потому одной из главных задач архитектора было спроектировать здание таким образом, чтобы обеспечить полную безопасность первого лица страны, а самое главное, его тайное пребывание в храме искусств.

Для этого по правую сторону от сцены была построена специальная сталинская ложа, которая организована и задрапирована так, что ни со стороны зрительного зала, ни со стороны сцены, невозможно понять, находится в ней кто-то или нет. Его кресло стояло под таким углом к сцене, что посетителя ложи невозможно было увидеть. Само пространство было опутано телефонной сетью для связи с Кремлем. Сюда же вел отдельный въезд со стороны гостиницы «Жемчужина», который сохранился и используется по сей день для переноски декораций и реквизита. Сегодня эта ложа функционирует, закреплена за правительством России и охраняется федеральной службой охраны. Правда, нынешние первые лица страны ею не пользуются, а во время своих визитов предпочитают сидеть в самом зрительном зале.

В потолке театра были специальные отверстия, так называемые «окошки чекистов», через которые сотрудники НКВД могли наблюдать за происходящим в зрительном зале. Сегодня системы обеспечения безопасности изменились, и помещения для наблюдения в верхнем ярусе театра используются в качестве удачных ракурсов для фотосъемки.

Кроме того, специальные отверстия для наблюдения были спроектированы и в самой люстре в зрительном зале, но после реставрации в начале 2000-х их упразднили за ненадобностью.

 

Тайный концерт Эдди Рознера

В сентябре 1940 года белорусский джазовый эстрадный оркестр под руководством Эдди Рознера неожиданно пригласили в Сочи. Перед самим концертом музыкантов тщательно проверили сотрудники спецслужб и предупредили, что те должны отыграть стандартную программу, не обращая внимания на то, что будет происходить в зрительном зале. Когда занавес поднялся, джазмены увидели ряды пустых кресел, но задавать лишних вопросов в те времена было не принято. После концерта не звучали ни выкрики браво, ни аплодисменты — в полной тишине музыканты собрали свои инструменты и отправились домой. Перед отъездом дирижеру оркестра сообщили, что «хозяину концерт понравился». Может, Сталин хотел вживую послушать знаменитый джаз-бэнд, но, как уже говорилось выше, нигде не запротоколировано, был ли кто-то в литерной ложе.

 

В театре есть несколько подземных этажей и даже подземные ходы

Еще один миф гласит, что для обеспечения безопасности первых лиц страны, в Зимнем театре спроектированы подземные этажи, два подземных хода (один ведет к Морпорту, а второй на гору Батарейка) и даже бомбоубежище.

Техническое пространство под сценой, безусловно, есть, а вот наличие подземных тоннелей не подтверждают ни компетентные сочинские краеведы, ни администрация, ни работники театра. Подземный ход в историческом центре города действительно был — он шел от военного укрепления форта Александрия на гору Батарейка. По нему можно было покинуть форт в случае осады. Тоннель был проложен еще в 1838, но в 30-е годы, его завалили — боялись, что он обвалится. Что касается потайных ходов под зданием Зимнего театра, официальных подтверждений этому нет.

 

На фронтоне Зимнего театра установлены скульптуры трех Муз

Логично было бы предположить, что здание театра должны венчать греческие музы Терпсихора (покровительница танца), Мельпомена и Талия (музы трагедии и комедии соответственно). Однако фасад Зимнего театра украшают не музы, а как принято говорить, аллегорические женские скульптуры, олицетворяющие Живопись, Зодчество и Ваяние (скульптуру). В руках у Живописи кисти, Зодчество держит чертежную линейку и доску, а в руки третьей фигуры раньше была вложена длинная стека — основной инструмент скульптура. К сожалению, стека утрачена и не восстановлена во время реставрации.

Скульптуры сделаны в мастерской Веры Игнатьевны Мухиной (автора знаменитого монумента «Рабочий и колхозница») и по ее авторским моделям.

Существует легенда, что женские фигуры были предназначены для другого здания, а именно для дома уполномоченного ЦИК СССР. Этот дом был построен раньше Зимнего театра, там представляли архитектурные проекты, проходили выставки живописи и скульптуры, на которых отбирались предметы для украшения для санаториев. После того, как Горком партии покинул здание, было принято решение сделать в нем Художественный музей. Было бы логично предположить, что скульптуры, украшающие Зимний театр предназначались именно для нынешнего Художественного музея. Фронтон этого здания до сих пор не имеет скульптурного оформления. Но в этой истории смущает только одно: эти скульптуры слишком велики для здания музея.

 

Занавес в Зимнем театре не менялся на протяжении 80 лет

Занавес — историческая гордость театра и в этом году ему также исполняется 80 лет. Занавес к открытию сшили из дорого театрального бархата в цехах московского театра Станиславского и Немировича-Данченко, и он поднимался уже на самом первом концерте. По словам сотрудников театра, официальная гарантия на современные занавесы составляет около 20 лет, но занавес Зимнего театра по прогнозам может встретить свой 100-летний юбилей: несмотря на активное использование воздействие агрессивного света софитов, он находится в хорошем состоянии.

 

В Зимнем театре живет призрак оперы

Да-да, многие экскурсоводы рассказывают таинственные истории про привидения (какой же театр без своего Призрака оперы). Такими легендами обросли не только Зимний, но и другие архитектурные объекты: по ночам на даче Барсовой призрак знаменитой певицы стучит в окно, а в Литературном музее бродит тень Николая Островского.

Я постоянно находился в Зимнем с 2010-по 2014-й годы. Многократно ходил по ночному театру — Призрака не встречал. Много странных «шумов» слышал, вероятно, специально прислушиваясь или в минуты глубоких размышлений и эмоциональных переживаний. Могу подтвердить, что театральные здания, на сценах которых разыгрывается столько страстей, обладают особой энергетикой.... Здание нашего театра энергетически не простое, подтверждаю на собственных ощущениях. Здесь проводится большое разнообразие и количество активностей, а потому театр постоянно наполнен разными эмоциями.

ВЛАДИМИР МИШАРИН, РУКОВОДИТЕЛЬ СОЧИНСКОГО КОНЦЕРТНО-ФИЛАРМОНИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

Так как в нашей стране нет сертифицированной команды охотников за привидениями, оставим истории про призраков особо впечатлительным гидам с богатым воображением.

 

Президентская ложа

Традиционно в театрах президентская (а в прошлом царская) ложа располагалась посредине второго яруса. В Зимнем театре такая ложа существует, однако по своему назначению практически никогда не использовалась. Как уже говорилось выше, у Сталина была своя отдельная ложа, а нынешние главы правительств предпочитают сидеть на привилегированном 10 ряду среди народа. В 90-годы, когда в театре стал проходить фестиваль «Кинотавр» ложу за ненадобностью и вовсе упразднили и организовали в ней световую кинорубку — масштабы кинофестиваля требовали особых условий для светового оборудования.

Благодарим за помощь в подготовке материала директора музея истории города-курорта Сочи Гусеву Аллу Валентиновну, краеведа Владимира Костинникова, куратор экскурсионно-выставочной деятельности СКФО Ирину Ганиярову, руководителя СКФО Владимира Мишарина.